воскресенье, 10 февраля 2013 г.

расстояние мыс каменный сабетта

Но при этом, судя по словам Леонида Михельсона, саму дорогу от Бованенково до Сабетты, подобно «Газпрому», НОВАТЭК содержать и эксплуатировать не хочет, предпочитая отдать ее РЖД. А железнодорожной монополии она тоже будет не нужна, пока не выяснится, какой объем грузов по ней будет проходить. И с это

То есть деньги на строительство железной дороги Бованенково Сабетта у того же НОВАТЭКа найдутся. Тем более что газодобытчик наверняка перенаправит в новый порт на Ямал поток газового конденсата, который он сейчас по СевморпутиPиз порта Витино в Мурманской области. В прошлом году, например, объем перевалки стабильного газового конденсата НОВАТЭКа в порту Витино составил 2,9 млн тонн, что на 19,4% превысило показатель 2010 года. Расстояние между Кандалакшей и Сабеттой морем более 1,5 тыс. морских миль. Вот это-то расстояние по дороге в Азию и будут экономить танкера НОВАТЭКа, заправляясь газовым конденсатом не в Витино, а в Сабетте.

Сейчас для того, чтобы связать порт Сабетта с «большим миром», надо к дороге Обская Бованенково пристроить еще 220 км железной дороги. Стоить это будет 35-40 млрд рублей. И НОВАТЭК, очевидно, готов какую-то часть этой суммы взять на себя. Прецедент такой уже есть. Осенью прошлого года газодобытчик и РЖД, например, о том, что НОВАТЭК дает РЖД 30 млрд рублей на увеличение пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры на участке Лимбей Сургут Тобольск Свердловской железной дороги для обеспечения гарантированного вывоза продукции Пуровского завода по переработке конденсата в Тюменской области. РЖД, в свою очередь, тоже вкладывая в этот проект 10 млрд рублей, взяло на себя обязательства перевозки определенного объема грузов НОВАТЭКа по специальному тарифу, который устроил соинвестора-газодобытчика. «Особенно важным для нас является вывод, что без координации производителя и перевозчика невозможно реальное развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта. Частные инвесторы сами готовы вкладывать деньги в развитие инфраструктуры перевозчика на условиях надежного и определенного по времени возврата этих инвестиций», подчеркнул тогда глава железнодорожной монополии Владимир Якунин.

Но для того, чтобы Сабетта, где только в дноуглубительные работы федеральный бюджет вкладывает почти 8 млрд рублей, стала многопрофильным портом, туда нужна железная дорога. Именно об этом Владимиру Путину в понедельник и говорил Леонид Михельсон. Сейчас по полуострову Ямал проходит только железная дорога Обская Бованенково длиной почти 600 км, которую «Газпром» построил для освоения Бованенковского газоконденсатного месторождения, первая очередь которого . Ничего другого, кроме газпромовских грузов и людей, эта дорога не возит. Поэтому, когда в 2009 году национальный газовый концерн попробовал за 130 млрд рублей продать эту дорогу РЖД, то получил ответ, что она железнодорожникам и даром не нужна. «Планируемый грузопоток по этой линии немногим более 3 млн тонн в год. Этого недостаточно даже для того, чтобы просто содержать дорогу. При балансовой стоимости дороги 130 млрд рублей на одну лишь амортизацию ежегодно придется отчислять свыше 5 млрд рублей», заявил тогда «Гудку» начальник отдела инвестиционного проектирования и оценки эффективности проектов института «Гипротранстэи» Максим Фейло.

Однако далее встает вопрос об окупаемости этих государственных инфраструктурных инвестиций. Проще говоря, или они работают на пользу одной частной компании, или используются в интересах максимально возможного количества участников. Сейчас, судя по всему, начинает преобладать второй подход. «Это очень важный элемент подход к Севморпути. Потому что новый морской порт Сабетта уже сегодня мы рассматриваем намного шире, чем просто монопорт для транспортировки СПГ. Сабетта может использоваться для разного рода грузоперевозок, обеспечивая потребности соседних регионов в экспорте. Такие варианты развития порта уже предусмотрены проектом», подчеркнул губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин в беседе в Салехарде с Владимиром Путиным в сентябре этого года. «Ямал это такое место, откуда одинаковое расстояние как до Парижа, так и до Пекина. На карте видно, что это очень удобная точка для транспортировки ресурсов и в азиатско-тихоокеанские страны, и в Европу, и в Северную Америку. Просто идеальное место, самый центр и очень хорошие глубины в порту туда можно подходить большими танкерами. Учитывая, что инфраструктурный проект движется, базу мы будем развивать, и многопрофильный порт нужно использовать именно в таком широком качестве, частично разгружая Транссиб», заявил тогда российский президент.

За этим коротким диалогом скрывается клубок проблем, который потихоньку накапливается вокруг строительства нового арктического порта на полуострове Ямал. Первоначальная концепция Сабетты состояла в том, что это будет узкоспециализированный порт, главное назначение которого обслуживать газовозы, которые с 2016 года будут возить в азиатско-тихоокеанский регион сжиженный природный газ (СПГ), PНОВАТЭКа возле этого поселка. Идея хорошая, но дорогая. Проект «Ямал СПГ» требует до 1 трлн рублей инвестиций, поскольку речь идет о вложениях не только в освоение семи ямальских месторождений газа и постройку самого завода по сжижению природного газа, но и о строительстве порта Сабетта, флота из 20 танкеров газовозов ледового класса типоразмера Suezmax, нескольких атомных ледоколов и выстраивании логистики по всему Северному морскому пути (это кратчайший путь из Европы в Азию вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана). И государство уже начало вкладываться в развитие этой инфраструктуры, в том числе вести подготовку .P

Президент России Владимир Путин в беседе с председателем правления газовой компании НОВАТЭК Леонидом Михельсоном сделать новый арктический порт Сабетта не узкоспециализированным, а многопрофильным портом. «Я недавно обсуждал эту проблему с руководством "Газпрома" и полагаю, что можно было бы расширить возможности будущего порта, имея в виду, что он вполне мог бы быть многопрофильным. Я вас прошу вместе с коллегами проработать этот вопрос и, соответственно, с Министерством транспорта», сказал президент. «Мы рассматривали вопрос, как в принципе все-таки сделать инвестиционный проект строительства железной дороги: от газпромовской до Бованенково отвод на Сабетту. И даже менее вопрос, где взять инвестиции, а более вопрос тарифов, вопрос того, чтобы был единый тариф и за все перевозки отвечало РЖД. Вопрос реальный. Если там будет железная дорога, то это будет многопрофильный порт», ответствовал глава крупнейшего отечественного газодобытчика. «Так и нужно делать. Тем более что государство так или иначе все равно будет вкладываться в канал, который будет подходить к порту. Надо, чтобы каждый рубль, который будет вложен, использовался наиболее эффективно», резюмировал Владимир Путин.

Вокруг строительства нового арктического порта Сабетта разворачивается новая интрига. Федеральная власть хочет, чтобы не только НОВАТЭК отгружал через него на экспорт сжиженный природный газ, но и другие грузоотправители активно пользовались новым транспортным маршрутом. Того же хотят и власти Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако «Газпром» намерен строить на Ямале свои порты, а РЖД еще не до конца уверено в том, что заполярные железные дороги будут окупаемы.

Фото picvario.com / Russian Look

Сабетта станет многопрофильным арктическим портом

Президент подтвердил намерение сделать новый арктический порт Сабетта многопрофильным

Президент подтвердил намерение сделать новый арктический порт Сабетта многопрофильным

Комментариев нет:

Отправить комментарий